Формирование правозащитного механизма в сфере гигиены менструального периода: новые перспективы

Инга Т. Уинклер, преподаватель прав человека в Колумбийском университете (США), утверждает, что исследование менструального здоровья в контексте прав человека способно открыть новые перспективы, так как оно направлено на отвергнутые, маргинальные и обделенные вниманием слои населения.

— Менструация охватывает многие аспекты нашей жизни. Во всем мире она глубоко символична и связана с культурными и религиозными практиками. Это ключевой вопрос, который влияет на реализацию прав человека, — убеждена Инга Т. Униклер.

Уинклер исследует сферу гигиены менструального периода в контексте прав человека. Такой взгляд открывает новые, не учитываемые при иных подходах, перспективы за счет учета потребностей отвергнутых, маргинальных и обделенных вниманием слоев населения.

— Система защиты прав человека призывает влиятельных лиц к поиску решений, которые подойдут для всех женщин, сталкивающихся с проблемами при менструации. Например, с целью привлечения внимания этой системой на первый план выносятся проблемы беженцев, бездомных, транссексуалов, инвалидов и работников сферы интимных услуг. Она также предлагает концепцию комплексного преодоления трудностей в сфере гигиены менструального периода путем обеспечения равных прав на здоровье, труд, образование, физическую неприкосновенность, свободу вероисповедания и многое другое. Прежде всего подчеркивается необходимость содействия и распространения информации, — объясняет преподаватель прав человека.

Уинклер положительно относится к повышенному вниманию к менструации во всем мире и на каждой социальной арене, от определения политического курса до средств массовой информации. В то же время, она подчеркивает необходимость критического осмысления, с тем чтобы учесть все возможные перспективы. По мнению Уинклер, в данной ситуации важная роль отведена исследователям.

— Мы как ученые должны задавать самые главные вопросы, такие как: используя термин «менструальная гигиена», не усиливаем ли мы, сами того не желая, восприятие менструации как чего-то грязного или нечистого? Не исключаем ли мы из поля зрения гендерквиров, не относящих себя ни к мужскому, ни к женскому полу, когда сосредотачиваем внимание на женщинах и девочках, продолжая тем самым представлять пол как двоичное понятие? Не обходим ли мы стороной определенные группы населения, когда не учитываем их специфическую ситуацию?


Используя термин «менструальная гигиена», не усиливаем ли мы, сами того не желая, восприятие менструации как чего-то грязного или нечистого?

Еще одним важным фактором в изменении отношения к менструации и связанного с ней поведения Уинклер считает привлечение внимания мужчин к данной проблеме.

— Гендерное равенство касается гендерных отношений, и мужчины играют существенную роль в сфере репродуктивного здоровья. Мужчины занимают значительную долю руководящих должностей, принимают решения, которые существенно влияют на повседневную жизнь женщин. Диапазон таких должностей простирается от политиков, принимающих решения по таким вопросам, как налог на тампоны, до директоров школ, утверждающих школьную форму светлых тонов без учета того, что девочки опасаются появления пятен на одежде во время менструации. Достижение гендерного равенства требует структурных изменений, но для того, чтобы эти перемены произошли быстрее, мужчины должны быть с нами заодно, — говорит Уинклер.